АвторефератыКнигиСова МинервыАссоциация преподавателей — ЛША — ОлимпиадыВидео

Евдокимов Павел Андреевич

По уже сложившейся традиции, в течение нескольких дней во второй половине февраля на Кипре проходил учебный гуманитарный семинар «Гомеровские чтения». Так же, как в прошлый и позапрошлый раз, инициаторами мероприятия выступили учителя московской государственной школы для одаренных детей «Интеллектуал», организующие на Кипре десятидневный выездной практикум по истории и культуре Средиземноморья. В этот раз в мероприятии приняли участие ученики сразу двух московских школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла: школы-интерната «Интеллектуал» и педагогической гимназии №1505.

Основная идея семинара — продолжающееся из года в год медленное чтение и историко-литературный анализ фрагментов поэм Гомера, причем мероприятие принципиально должно происходить на территории подлинного античного археологического памятника, в соответствующем ландшафтном окружении, чтобы содержание изучаемого произведения максимально соответствовало окружающей обстановке.

Два предыдущих семинара были посвящены соответственно разбору ключевых эпизодов «Илиады» (прощание Гектора с Андромахой и выкуп Приамом тела Гектора у Ахилла) и фрагментам из обеих поэм, где описываются спортивные состязания. На этот раз в центре внимания участников семинара оказалась «Одиссея». Хотя формально действие этой поэмы разворачивается далеко от Кипра (большая часть мест, где скитался Одиссей, обычно локализуется в центральной и особенно западной части Средиземноморья), но именно здесь упоминания Кипра встречаются неоднократно (в отличие от «Илиады», содержащей всего одно, хоть и очень существенное, упоминание острова). Кроме того, согласно мифам, главный герой поэмы — хитроумный Одиссей — посещал Кипр незадолго до Троянской войны в качестве посланца от микенского владыки и предводителя ахейского войска под Троей Агамемнона к местному правителю — царю Пафоса и жрецу Афродиты Киниру.

Работа семинара состояла из трех сессий. Первая сессия прошла 15 февраля в местном археологическом музее Старого Пафоса (Куклия). Именно сюда, если верить легенде, приезжал Одиссей с посольством. Здесь же хранится и уникальный экспонат — каменный саркофаг начала V в. до н. э., обнаруженный несколько лет назад во время строительных работ в районе древнего некрополя Скалес. Все четыре стенки саркофага украшены полихромными рельефами с изображениями сцен из гомеровских поэм, в том числе — широко известного эпизода бегства Одиссея и его спутников из пещеры циклопа-людоеда Полифема. Разбором этого эпизода «Одиссеи» и сравнением его с изображением древнего резчика и занимались в Куклии участники семинара.

Вторая сессия прошла в тот же день в другом, не менее интересном месте Кипра: на древнем городище конца XIII – первой половины XII вв. Маа-Палекастро, где находится уникальный Музей микенской колонизации. Это крайне живописное место представляет собой узкий и длинный, чуть изогнутый мыс, вдающийся глубоко в акваторию Средиземного моря и ограничивающий с юго-востока облюбованную туристами Коралловую бухту. От материковой части полуостров был отгорожен специально сооруженной поселенцами «циклопической» стеной; вторая такая стена, расположенная на полого спускающейся к морю оконечности мыса, защищала полуостров от нападения с воды. В 1979-1986 гг. памятник был исследован выдающимся кипрским археологом доктором Вассосом Карагеоргисом. Проведенная на территории этого поселения сессия Гомеровских чтений была посвящена VI песне «Одиссеи», где речь идет о сказочном народе феаков, которые противопоставляются нечестивым и диким циклопам и служат своего рода идеальной моделью человеческого общества. Как и микенские греки, основавшие поселение в Маа-Палекастро, гомеровские феаки переселились под предводительством мудрого вождя Навсифоя на благодатный остров Схерию, подальше от враждебных циклопов. Кратко описанная в поэме колонизационная практика (строительство оборонительных сооружений, обустройство культовых мест и раздел земли под обработку), по всей вероятности, совпадает с теми действиями, которые предпринимали первые греческие поселенцы, прибывшие в конце Бронзового века и на Кипр.

Наконец, третья сессия чтений состоялась тремя днями позже на акрополе древнего Амафунта. Участники обсудили композиционные особенности гомеровского эпоса, функции, которые выполняют в повествовании каждый из упомянутых в поэме народов и мифических существ (лотофаги, киконы, сирены, циклопы, феаки и др.) и тему родины, куда стремится Одиссей. Шла речь также о «гомеровском вопросе»: авторстве поэмы, личности сказителя и авторском начале в «Одиссее».

Итог семинару был подведен 21 февраля в атриуме отеля Petrou Bros в Ларнаке, где участникам было предложено выполнить познавательные задания по истории и культуре Кипра, восстановить гомеровский текст из разрозненных строчек и прочитать его. Кроме того, в этой, заключительной части семинара участники обратились к отражению преданий о странствиях «Одиссея» в творчестве О.Э. Мандельштама и К. Кавафиса, а также к вопросу о применении гомеровской поэтики в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Это позволило показать преемственность между древностью и современностью, между классической греческой и русской культурами.

 

Материалы для подготовки к семинару опубликованы на сайте дистантных исследовательских мастерских по адресу: http://vyshgorod.gym1505.ru/node/77