1-9 августа
Ежедневно участники школы посещали 3 лекции (обязательные часовые занятия) и 2 семинара (занятия по выбору из 2 или 3 вариантов), а также участвовали в многочисленных и разнообразных играх и конкурсах. Ниже приведена программа IЛША по дням, а также список игр и конкурсов (их авторы, организаторы и члены жюри указаны в скобках после названия).
1.08
Приезд. Открытие школы: речь президента Русского фонда содействия образованию и науке М. В. Поваляева
2.08
ЛЕКЦИИ (обязательные занятия):
Д. В. Кейер (мл. науч. сотр. Института истории РАН, СПб.). Язык и особенности мышления: Правда ли, что у древних греков будущее было сзади, а прошлое впереди?
Н. А. Алмазова (к. иск. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Как изучать греческую вазовую живопись?
В. В. Зельченко (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Введение в текстологию, ч. 1
СЕМИНАРЫ (занятия по выбору):
Е. Л. Ермолаева (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Знакомство с древнегреческим языком, ч. 1
В. В. Файер (к. ф. н., преп. кафедры древних языков Института лингвистики РГГУ, Москва). Латинская поэзия в русских переводах, ч. 1
Д. В. Кейер. Петроний, «Сатирикон» (Satyr. 39)
Н. А. Алмазова. Мифологические сюжеты античной вазописи
С. Э. Андреева (СПб. классическая гимназия). Античные источники о Северном Причерноморье
3.08
ЛЕКЦИИ:
Н. А. Алмазова. Античная музыка
Е. Л. Ермолаева. Афинский театр
В. В. Зельченко. Введение в текстологию. ч. 2
СЕМИНАРЫ:
Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком, ч. 2
В. В. Файер. Латинская поэзия в русских переводах, ч. 2
В. В. Зельченко. Письма Сенеки (Epist. mor. 57)
В. В. Файер. Компьютеры и античность
Е. Л. Ермолаева, В. В. Зельченко. Риторическая школа, ч. 1
4.08
ЛЕКЦИИ:
В. В. Файер. Введение в этрускологию, ч. 1
Е. А. Литвин (РГГУ, Москва). Античная медицина
С. Э. Андреева. Эпиграфика, ч. 1
СЕМИНАРЫ:
Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком, ч. 3
М. А. Филиппенко (гимназия № 1567, Москва). Dura lex: Дискуссии о правах человека на примере некоторых античных выражений, связанных с правом
В. В. Зельченко. Реконструкция римских детских игр (Nux, 71-86)
В. В. Файер. Древнейшие письменности Эгеиды, ч. 1
С. Э. Андреева. Чтение латинских надписей, ч. 1
5.08
ЛЕКЦИИ:
В. В. Файер. Введение в этрускологию, ч. 2
Е. С. Новожилова (СПб. классическая гимназия). Латынь в новых языках, ч. 1
С. Э. Андреева. Эпиграфика, ч. 2
СЕМИНАРЫ:
Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком, ч. 4
М. А. Филиппенко. Заповеди Блаженств (Евангелие от Матфея. гл. 5)
Е. С. Новожилова. Гораций, «Сатиры» (Sat.II, 1), ч. 2
С. Э. Андреева. Чтение латинских надписей, ч. 2
Е. Л. Ермолаева, В. В. Зельченко. Риторическая школа, ч. 2
6.08
ЛЕКЦИИ:
Л. Я. Жмудь (д. филос. н., вед. науч. сотр. Института истории естествознания и техники РАН, СПб.). Зарождение науки и философии в античности, ч. 1
Л. Я. Жмудь. Зарождение науки и философии в античности, ч. 2
В. В. Файер. Древнейшие письменности Эгеиды, ч. 2
СЕМИНАРЫ:
Е. Л. Ермолаева. Латинские записки иностранных путешественников о России (Sigismund von Herberstein. Rerum Moscoviticarum Commentarii. Basiliae, 1571), ч. 1
В. В. Зельченко. Овидий, «Любовные элегии» (Amor.II, 6), ч. 1
Е. С. Новожилова. Гораций, «Сатиры» (Sat.II, 1), ч. 2
В. В. Файер. Введение в этрускологию, ч. 3
В. В. Зельченко. Разговорная латынь
7.08
ЛЕКЦИИ:
П. В. Шувалов (к. ист. н., доц. кафедры византийской и новогреческой филологии СПбГУ). Поздняя античность
А. В. Подосинов (д. ист. н., проф., зав. кафедрой древних языков исторического факультета МГУ). Античная картография
Е. С. Новожилова. Латынь в новых языках, ч. 2
СЕМИНАРЫ:
Е. Л. Ермолаева. Латинские записки иностранных путешественников о России (Sigismund von Herberstein. Rerum Moscoviticarum Commentarii. Basiliae, 1571), ч. 2
В. В. Зельченко. Овидий, «Любовные элегии» (Amor.II, 6), ч. 2
Разбор текстологических задач. Разбор задач исторического конкурса
8.08
ЛЕКЦИИ:
В. В. Зельченко. Реконструкции античного произношения
П. В. Шувалов. Варварские народы в античности
А. В. Подосинов. Папирус Артемидора: Подлинник или подделка?
СЕМИНАРЫ:
Повторение семинаров по заявкам
9.08
Закрытие школы: латинская речь координатора Всероссийской ассоциации школьных преподавателей древних языков А. В. Подосинова. Отъезд.
ИГРЫ, КОНКУРСЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
- большие командные игры «Itinerarium», «Золотой песок», «Gallia est omnis divisa in partes tres» (автор и организатор Д.В.Савостьянов, ассистенты — почти все взрослые участники ЛША);
- постановка спектаклей: «Gesta Romanorum» по латинским средневековым новеллам (реж. В.В.Зельченко и Е.Никифорова) и «Охотники»— пародийная трагедия по мотивам «Красной шапочки» Ш. Перро (Н.Е.Самохвалова);
- игра «Что? Где? Когда?» с вопросами по античной истории и культуре (М.А.Филиппенко, В.В.Зельченко, М.И.Касьянова);
- конкурс риторических декламаций (Е.Л.Ермолаева, В.В.Зельченко);
- конкурс по изготовлению и дешифровке табличек линейного письма Б (В.В.Файер);
- Капоэйра – бразильское боевое искусство с элементами танца, пения и акробатики (М.А.Филиппенко)
- уроки контрданса, а также греческих и ирландских танцев (Д.В.Савостьянов, М.А.Филиппенко);
- чемпионат по игре в «шляпу» (В.В.Файер);
- решение текстологических задач (В.В.Зельченко);
- конкурс «Фильм» — поиск ошибок и анахронизмов в фильме «Ганнибал» (1959) (А.В.Белоусов, И.Ю.Соколов, В.В.Файер);
- конкурс «Caput» по поиску латинских дериватов в русском языке (В.В.Зельченко);
- «Травести» — командная литературная игра (авторы задания к.ф.н. Б.Л.Иомдин и к.ф.н. О.Ю.Шеманаева, ведущий В.В.Файер);
- «Римский пир» — приготовление и уплетание римских кушаний (В.В.Файер, А.М.Тростникова);
- футбол, фрисби и другие спортивные игры (Д.В.Савостьянов, М.А.Филиппенко);
- пение латинских и прочих песен (М.И.Касьянова, А.В.Белоусов и многие другие).