АвторефератыКнигиСова МинервыАссоциация преподавателей — ЛША — ОлимпиадыВидео

С 1 по 10 августа 2011 г. в селе Рождество Фировского района Тверской области состоялась III Летняя школа по латинскому языку и античной культуре. Как и в прошлые годы, школа была организована Всероссийской ассоциацией школьных преподавателей древних языков под эгидой  Русского фонда содействия образованию и науке (президент – М. В. Поваляев). В ЛША 2011 г. приняли участие 36 школьников из Москвы, Петербурга и Вологды: это или призеры олимпиады по латинскому языку и античной культуре, или ученики, рекомендованные учителями за особые успехи в изучении латинского языка. Директор ЛША — Наталия Евгеньевна Самохвалова. 
Регламент школы остался прежним: ежедневно участники посещали 3 лекции (обязатель­ные часовые занятия) и 2 семинара (занятия по выбору из 2 или 3 вариантов), а также участвовали в многочисленных и разнообразных играх и конкурсах (см. ниже). 

См. также: портретные фото Михалины Лебедевой

Программа III ЛША:
 

1.08 
Приезд 

2.08 
ЛЕКЦИИ (обязательные занятия): 
Н. А. Алмазова (к. иск. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Античные музыкальные инструменты (ч. 1).
З. А. Барзах (к. ф. н., докторант Института лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург). Реконструкция недошедших греческих трагедий. 
СЕМИНАРЫ (занятия по выбору): 
Е. Л. Ермолаева (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Знакомство с древнегреческим языком (ч. 1).
З. А. Барзах. Как в наши дни ставить античную трагедию?
Е. В. Шевцова (СПб. классическая гимназия). Античные суеверия: Plin. Nat. hist. XXVIII  (ч. 1).
В. В. Файер (к. ф. н., доц. кафедры истории философии Высшей школы экономики, Москва). Текстологический практикум (на материале английских текстов).
В. В. Зельченко (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Текстологический практикум (на материале латинских текстов). 

3.08 
ЛЕКЦИИ: 
Н. А. Алмазова. Античные музыкальные инструменты (ч. 2).
Е. Л. Ермолаева. Помпейские надписи.
В. В. Зельченко. Тайная история латинских крылатых слов. 
СЕМИНАРЫ: 
Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 2).
В. В. Файер. Гораций в русских переводах: Carm. I, 5.
А. В. Журбина (к. ф. н., с.н.с. Института мировой литературы РАН). Аллегория, или Почему Фаэтон стал астрономом?
Е. В. Шевцова. Античные суеверия: Plin. Nat. hist. XXVIII (ч. 2).
В. А. Леус (к. ист. н.). Надписи Сципионов.  

4.08 
ЛЕКЦИИ:  
Е. В. Шевцова. Греческая школа (ч. 1).
А. И. Любжин (к. ф. н., зав. сектором отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ). Как формируется национальный литературный канон?
Е. Л. Ермолаева. Гесиод. 
СЕМИНАРЫ: 
Е. Л. Ермолаева. Большой семинар по помпейским надписям (ч. 1–2). 
Беседа с президентом Русского фонда содействия образованию и науке М. В. Поваляевым (ведущий – В. В. Файер)    

5.08 
ЛЕКЦИИ: 
А. Л. Хосроев (д. ист. н., вед. науч. сотр. Института восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург). Папирология (ч. 1).
Е. Ю. Басаргина (д. ист. н., зав. отделом СПб. филиала Архива РАН). Петр Симон Паллас, естествоиспытатель.
С. А. Тахтаджян (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Сократ Платона, Сократ Ксенофонта и исторический Сократ. 
СЕМИНАРЫ: 
Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 3).
Е. В. Журбина (преп. Университета истории культур, Москва). Календарь под ногами: Римские мозаики.
В. В. Зельченко. Греко-латинские разговорники (Hermeneumata Pseudodositheana).
Е. Ю. Басаргина. Петр Симон Паллас и серый волк.
В. В. Зельченко. Во что одевались римские ораторы? (Tac. Dial. 39). 

6.08 («Греческий день») 
ЛЕКЦИИ: 
А. Л. Хосроев. Папирология (ч. 2).
С. А. Тахтаджян. Афинянин Антифонт.
А. Ю. Енбекова (СПб. классическая гимназия). Греческий симпосий. 

7.08 
ЛЕКЦИИ: 
Е. В. Шевцова. Греческая школа (ч. 2).
В. В. Зельченко. Виктор Хен, или Путешествия культурных растений.
Н. А. Кузнецова (СПб. классическая гимназия). Карагез в пещере циклопа: Античные мотивы в греческом театре теней. 
СЕМИНАРЫ: 
Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 4).
В. В. Зельченко. Четвертая эклога Вергилия (ч. 1).
А. Ю. Енбекова. Послания Горация (I, 5).
Е. Л. Ермолаева. Плиний Младший об извержении Везувия (Epist. VI, 16).
А. Ю. Енбекова. Переводы Пушкина на латынь (ч. 1). 
В. В. Файер. Античные мифы в древнем и новом искусстве: Лекция для школьников села Рождество.  

8. 08 
ЛЕКЦИИ: 
Н. Н. Казанский (академик РАН, директор Института лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург). Письменности Эгеиды (ч. 1).
В. П. Казанскене (к. ф. н., доц. кафедры общего языкознания СПбГУ). Защита пилосского царства.
С. Д. Клейнер (мл. науч. сотр. Института лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург). Из истории индоевропейского языкознания. 
СЕМИНАРЫ: 
А. Ю. Виноградов (к. ист. н., доц. факультета истории НИУ ВШЭ, ст. науч. сотр. Института всеобщей истории РАН, Москва). Архитектура античных и христианских храмов. 
В. В. Зельченко. Четвертая эклога Вергилия (ч. 2).
А. Ю. Енбекова. Переводы Пушкина на латынь (ч. 2).
С. Д. Клейнер. Как сравнивать языки? (ч. 1).
В. П. Казанскене. Литовская сказка с индоевропейским комментарием. 

9. 08 
Н. Н. Казанский. Письменности Эгеиды (ч. 2).
М. Н. Казанская (École normale supérieure; Сорбонна). Первые софисты и их учение о языке.
А. В. Подосинов (д. ист. н., проф., зав. кафедрой древних языков исторического факуль­тета МГУ). Куда плавал Одиссей? 
СЕМИНАРЫ: 
А. Ю. Виноградов. Раннехристианские апокрифы.
А. В. Подосинов. «Тристии» Овидия.
С. Д. Клейнер. Как сравнивать языки? (ч. 2).
М. Н. Казанская. Лжецы у Геродота.
В. В. Файер. Античные сюжеты в операх Моцарта. 

10. 08 
Закрытие школы: латинская речь координатора Всероссийской ассоциации школьных преподавателей древних языков А. В. Подосинова, вручение дипломов. Отъезд  

ИГРЫ, КОНКУРСЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ: 

– греческий день: симпосий, конкурс грифов, конкурс по игре в коттаб, риторический конкурс «Застольные беседы, или Новый Плутарх» (автор идеи А. Ю. Енбекова, организаторы – В. В. Зельченко, Е. Л. Ермолаева, В. А. Леус, А. В. Белоусова, Е. А. Тахтаджян, Н. Е. Самохвалова; гадитанские танцовщицы – Лиза и Маша Фроловы, Дионис – В. В. Файер, авлет – Арсений Ермолаев);  
– командная игра «Принцесса и дракон» (автор идеи Н. Е. Самохвалова, организаторы – Л. Е. Абрамова, А. В. Журбина, Е. В. Журбина, А. В. Белоусова, В. А. Леус, Н. А. Кузнецова, Е. В. Шевцова, Н. В. Комлева); 
– игра «Nomina» (авторы – А. В. Журбина, Н. Е.Самохвалова и В. В. Файер, организаторы те же); 
– большая командная игра «Войны за Грецию» (автор идеи Д. В. Савостьянов, автор – Н. Е. Самохвалова, организаторы и ассистенты те же); 
– составление, изготовление и интенсивное использование настольных игр по произведениям античной литературы: «Метаморфозы», «Записки о галльской войне», «Путешествие Геродота» (автор идеи Н. Е. Самохвалова, авторы игр – участники ЛША); 
– постановка спектаклей «Жизнь и чудеса Публия Вергилия Марона» по средневековым латинским легендам о Вергилии (реж. Н. А. Кузнецова) и «И все это любовью бессмертной назовут…» по произведениям Гомера, Шекспира, Пушкина и Бродского (реж. Н. Е. Самохвалова); 
– конкурс по изготовлению и расшифровке надписей помпейским курсивом (Е. Л. Ермолаева, ассистенты – В. В. Зельченко, В. В. Файер); 
– командная игра «Литературный маскарад» (авторы заданий к. ф. н. Б. Л. Иомдин и к. ф. н. О. Ю. Шеманаева, ведущий – В. В. Файер, ассистенты – Полина Кривых и Галя Сидорова); 
– чемпионат по игре в «шляпу» (В. В. Зельченко, В. В. Файер); 
– конкурс по переводу отрывков из «Лузитан» Камоэнса (А. И. Любжин); 
– концерт (ведущая – Н. Е. Самохвалова, участники – Динара Ширгалина, Даша Белоусова, Н. Е. Самохвалова, Л. Е. Абрамова, Дима Зеленский, Маша Николаева, Саша Россиус, Рита Титаренко) 
– этюды на пленэре (Е. А. Тахтаджян);
– уроки греческих танцев (Н. А. Кузнецова); 
– чемпионат по пинг-понгу; 
– футбол, волейбол, бадминтон, фрисби и другие спортивные игры;
– «Мафия», «Крокодил», «Зоопарк» и другие неспортивные игры; 
– пение под гитару (С. Д. Клейнер, А. В. Белоусова, А. В. Подосинов, А. В. Журбина, Е. В. Журбина, Даша Кондакова, Ира Козлова и все-все-все)