АвторефератыКнигиСова МинервыАссоциация преподавателей — ЛША — ОлимпиадыВидео

С 1 по 10 августа 2012 г. в селе Рождество Фировского района Тверской области состоялась Четвертая Летняя школа по латинскому языку и античной культуре. Как и в прошлые годы, школа была организована Всероссийской ассоциацией школьных преподавателей древних языков под эгидой  Русского фонда содействия образованию и науке (президент – М. В. Поваляев). В ЛША 2012 г. приняли участие 33 школьника и 1 студентка из Москвы, Петербурга, Вологды и Калуги: это или призеры олимпиады по латинскому языку и античной культуре, или ученики, рекомендованные учителями за особые успехи в изучении латинского языка. Директор ЛША — Наталия Евгеньевна Самохвалова. Регламент школы остался прежним: ежедневно участники посещали 3 лекции (обязатель­ные часовые занятия) и 2 семинара (занятия по выбору из 2 или 3 вариантов), а также участвовали в многочисленных играх и конкурсах. Новшеством этого года стали ежедневные занятия по разговорной латыни, которые вели Г. С. Беликов, А. В. Белоусов и М. И. Касьянова.

ПРОГРАММА IV ЛША

1.08

Приезд

 

2.08

ЛЕКЦИИ (обязательные занятия):

А. Ю. Виноградов (к. ист. н., доц. факультета истории Высшей школы экономики, ст. науч. сотр. Института всеобщей истории РАН, Москва). Композиция и параллелизм: Сказка, роман, житие.

А. В. Белоусов (к. ф. н., ст. преп. кафедры древних языков исторического факультета МГУ). Латинская магическая эпиграфика (ч. 1).

В. В. Зельченко (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Смерть Дидоны.

СЕМИНАРЫ (занятия по выбору):

Н. Ал. Кузнецова (СПб. классическая гимназия). Знакомство с древнегреческим языком (ч. 1).

Е. В. Шевцова (СПб. классическая гимназия). Латинские загадки (ч. 1).

Н. Андр. Кузнецова (кафедра классической филологии СПбГУ, III курс). Средневековые латинские песни (ч. 1).

В. В. Зельченко. Семинар по художественному переводу: Петроний, «Сатирикон», гл. 37–38 (ч. 1).

Н. Е. Самохвалова (преп. ПСТГУ, мл. науч. сотр. Института всеобщей истории РАН, Москва). Острова как сказочное пространство в античной географии.

SCHOLA LATINA (уроки живой латыни):

Ч. 1: Schola praelusoria (Г. С. Беликов, А. В. Белоусов, М. И. Касьянова).

 

3.08

ЛЕКЦИИ:

Е. В. Шевцова. Кто это написал?: Атрибуция и атетеза античных текстов (ч. 1).

А. В. Белоусов. Латинская магическая эпиграфика (ч. 2).

М. И. Касьянова (к. ф. н., преп. кафедры древних языков исторического факультета МГУ). Гомеровские героини за ткацким станком.

СЕМИНАРЫ:

Н. Ал. Кузнецова. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 2).

Н. Андр. Кузнецова. Средневековые латинские песни (ч. 2).

Е. В. Шевцова. Латинские загадки (ч. 2).

В. В. Зельченко. Семинар по художественному переводу: Петроний, «Сатирикон», гл. 37–38 (ч. 2).

А. В. Белоусов. Defixiones Romanorum.

SCHOLA LATINA:

Ч. 2: Academia et vicinia (Г. С. Беликов, А. В. Белоусов, М. И. Касьянова).

 

4.08

ЛЕКЦИИ:

С. В. Месяц (к. филос. н., ст. науч. сотр. Института философии РАН, преп. Государственного академического университета гуманитарных наук, Москва). Парменид и элейская школа (ч. 1).

Е. В.  Шевцова. Кто это написал?: Атрибуция и атетеза античных текстов (ч. 2).

Е. В. Журбина (преп. Университета истории культур, Москва). Типы римской жилой архитектуры.

СЕМИНАРЫ:

Е. В. Журбина, А. В. Белоусова. Большой археологический семинар.

SCHOLA LATINA:

Ч. 3: Cibus potionesque (Г. С. Беликов, А. В. Белоусов, М. И. Касьянова).

 

5.08

ЛЕКЦИИ:

С. В. Месяц. Парменид и элейская школа (ч. 2).

А. Ю. Енбекова (СПб. классическая гимназия). Папиромания: Вслед за Уоллисом Баджем

Н. Е. Самохвалова. Константин Тишендорф в поисках Нового завета.

СЕМИНАРЫ:

Н. Ал. Кузнецова. Знакомство с греческим языком (ч. 3).

М. И. Касьянова. Гораций, ода к Необуле (III, 12).

А. О. Новикова (кафедра классической филологии СПбГУ, IV курс). Ритм латинской прозы.

В. В. Зельченко. Семинар по художественному переводу: Петроний, «Сатирикон», гл. 37–38 (ч. 3).

А. Ю. Енбекова. Письмо Петрарки Цицерону (ч. 1).

Итоги археологического семинара: Отчеты археологических экспедиций.

SCHOLA LATINA:

Ч. 4: Corpus humanum, valetudo et ars gymnica (Г. С. Беликов, А. В. Белоусов, М. И. Касьянова).

 

6.08

ЛЕКЦИИ:

С. А. Тахтаджян (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Какой строй лучше?: Диспут персидских вельмож у Геродота (III, 80–82)

А. Л. Хосроев (д. ист. н., вед. науч. сотр. Института восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург). Копты (ч. 1).

Е. Ю. Басаргина (д. ист. н., зав. отделом Архива РАН, Санкт-Петербург). Академия наук и Петербург.

СЕМИНАРЫ:

Н. Ал. Кузнецова. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 4).

Н. Е. Самохвалова. Страбон как апологет Pacis Augustae?

Е. В. Шевцова. Гораций, ода к кораблю (I, 14)

В. В. Зельченко. Семинар по художественному переводу: Петроний, «Сатирикон», гл. 37–38 (ч. 4).

А. Ю. Енбекова. Письмо Петрарки Цицерону (ч. 2).

SCHOLA LATINA:

Ч. 5: Tempus (Г. С. Беликов, А. В. Белоусов, М. И. Касьянова).

 

7.08

ЛЕКЦИИ:

А. В. Стрелков (к. ист. н., доц. кафедры истории древнего мира МГУ). Античная нумизматика.

А. Л. Хосроев. Копты (ч. 2).

А. В. Стрелков. Легенда о докторе Шлимане.

СЕМИНАРЫ:

Н. А. Кузнецова. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 5).

М. И. Касьянова. Кого убил Геракл, или Кто такой трехтелесный Тифон? (Eur. HF 1271–1273).

Н. Е. Самохвалова. Художественные особенности тропарей.

Е. Ю. Басаргина. В память о Петре I: Латинские легенды медалей.

В. В. Зельченко. Лоскутная Медея: Драматический центон Госидия Геты.

Н. Е. Самохвалова. «Житие Галактиона и Епистимы» и античный роман.

SCHOLA LATINA:

Ч. 6: Vestimenta et ornamenta (Г. С. Беликов, А. В. Белоусов, М. И. Касьянова).

 

8.08

ЛЕКЦИИ:

С. А. Тахтаджян. Красота и деньги: Фукидид, II, 40, 1

С. Д. Клейнер (к. ф. н., науч. сотр. Института лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург). Фонетические законы индоевропейских языков.

Е. Н. Грачева (СПб. классическая гимназия). Жанр идиллии в европейской литературе: От античности до конца XVIII в.

СЕМИНАРЫ:

С. Д. Клейнер. Фонетические законы индоевропейских языков: практикум.

Е. Н. Грачева. Идиллия в русской поэзии начала XIX в.

В. В. Зельченко. Sen. Epist. 56, 4: Сцена у фонтана

СЕМИНАРЫ ВЫПУСКНИКОВ ЛША:

Софья Савельева (СПбГУ, I курс). «Полунощный» в значении «северный».

Дарья Кондакова (СПбГУ, I курс). Каллимах и волчки (Call. Epigr. 1 Pfeiffer).

SCHOLA LATINA:

Ч. 7: Commeatus (Г. С. Беликов, А. В. Белоусов, М. И. Касьянова).

 

9.08

ЛЕКЦИИ:

С. Д. Клейнер. В поисках индоевропейской прародины.

А. В. Подосинов (д. ист. н., проф., зав. кафедрой древних языков истфака МГУ). Символы четырех евангелистов (ч. 1–2)

СЕМИНАРЫ (по заявкам слушателей):

Н. Ал. Кузнецова. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 6).

Н. Андр. Кузнецова. Средневековые латинские песни (ч. 3).

 

10.08

Закрытие школы: латинская речь координатора Всероссийской ассоциации школьных преподавателей древних языков А. В. Подосинова, вручение дипломов. Отъезд.  

 

ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ДИСКУССИИ:

– игра «Nomina» (автор вопросов – Ю. А. Пеков, устроители – Н. Е. Самохвалова, А. В. Белоусов, А. В. Белоусова, М. И. Касьянова, Г. С. Беликов, А. О. Новикова, О. А. Жиронкина, П. В. Бахту­рина, Н. В. Комлева)

– командная игра «Лабиринт Минотавра» (идея Н. Е. Самохваловой, авторы и ведущие те же)

– большая командная игра «Войны за Грецию» (идея Д. В. Савостьянова, авторы и ведущие те же)

– большая игра с записками (авторы и устроители – А. В. Белоусов, Г. С. Беликов, М. И. Касьянова, помощники – все взрослые ЛША)

– постановка спектаклей: «Лабиринт, или Остров лжецов» (пьеса А. Л. Хвостенко и А. Г. Во­ло­хон­ского, режиссеры – Н. Ал. Кузнецова, Е. В. Шевцова) и «Terror antiquus: Страшные рассказы эпохи римской империи о колдунах, оборотнях, призраках и вещих снах» (режиссеры – В. В. Зельченко, Н. Андр. Кузнецова)

– мастерская по изготовлению мозаики (Е. В. Журбина, А. В. Белоусова)

– этюды на пленэре (Е. А. Молчанова)

– командные дебаты на тему «Какой строй лучше?» (по мотивам спора персидских вельмож у Геродота, III, 80–82; ведущий – В. В. Зельченко, члены жюри – М. И. Касьянова, Н. Ал. Кузнецова, Н. Е. Самохвалова)

– литературная викторина (авторы вопросов – Н. Е. Самохвалова, Ю. А. Пеков, тестирование вопросов – Даша Кондакова; ведущая – Н. Е. Самохвалова)

– игра «Эрудит-квартет» (авторы вопросов и ведущие – В. В. Зельченко, Н. Ал. Кузнецова; судьи – А. В. Белоусова, Илья Рыженко)

– дискуссия о деле Pussy Riot (устроитель и докладчик – президент Русского фонда содействия образованию и науке М. В. Поваляев)

– турнир по игре в шляпу (В. В. Зельченко, А. О. Новикова; слова для финального тура – Е. Н. Грачева, С. Д. Клейнер, Н. Андр. Кузнецова, Даша Кондакова, Соня Савельева)

– разучивание и исполнение латинских песен (А. В. Белоусов, Г. С. Беликов, М. И. Касьянова)

– футбол, бадминтон, пинг-понг

– песни на всех языках под аккомпанемент гитар и блок-флейт