АвторефератыКнигиСова МинервыАссоциация преподавателей — ЛША — ОлимпиадыВидео

С 1 по 10 августа 2015 г. в селе Рождество Фировского района Тверской области состоялась Седьмая Летняя школа по латинскому языку и античной культуре. Как и в прошлые годы, школа была организована Всероссийской ассоциацией школьных преподавателей древних языков под эгидой  Русского фонда содействия образованию и науке (президент – М. В. Поваляев). Бессменный директор ЛША – Н. Е. Самохвалова. 

В ЛША 2015 г. приняли участие 38 школьников из Москвы, Петербурга, Вологды, Зеленограда, Перми и Самарской области: это или призеры олимпиады по латинскому языку и античной культуре, или ученики, рекомендованные учителями за особые успехи в изучении латинского языка. Организаторы сердечно благодарят Б. Л. Фонкича и И. Г. Коновалову (Институт всеобщей истории РАН), чья спонсорская поддержка дала трем школьникам возможность приехать в ЛША.

Регламент школы остался прежним: ежедневно участники посещали 3 лекции (обязатель­ные часовые занятия), 2 семинара (занятия по выбору из 3 или 4 вариантов) и урок разговорной латыни, а также участвовали в многочисленных играх и конкурсах.

 

ПРОГРАММА ЛША 2015 Г.

 

01.08

 

Приезд

 

02.08

 

ЛЕКЦИИ (обязательные занятия):

 

Г. И. Борисов (аспирант кафедры истории Средних веков МГУ). Римское право в истории европейской цивилизации

К. М. Борисова (выпускница кафедры истории Средних веков МГУ). Как устроены ирландские средневековые жития

В. В. Зельченко (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Из Седана в Дельфы: франко-прусская война и наука об античности

 

СЕМИНАРЫ (занятия по выбору):

 

Е. Л. Ермолаева (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Знакомство с древнегреческим языком (ч. 1)

Г. И. Борисов. Римские юридические задачи

Д. Д. Кондакова (кафедра классической филологии СПбГУ, IV курс). Как составить словарь?

К. М. Борисова. «Исповедь» Святого Патрика

В. В. Зельченко. Латинская поэзия Рональда Нокса

Н. А. Кузнецова-младшая (магистрант кафедры классической филологии СПбГУ). Латынь в одном старом кино

 

SCHOLA LATINA

Ежедневные занятия живой латынью вели А. В. Белоусов (к. ф. н., доц. кафедры древних языков исторического факультета МГУ), Н. Е. Самохвалова (преп. факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, Москва) и Г. С. Беликов (асс. кафедры древних языков исторического факультета МГУ)

 

03.08

 

ЛЕКЦИИ:

 

Г. И. Борисов. Каролингские иллюстрированные рукописи

К. М. Борисова. Каких античных авторов читали в Ирландии?

Н. Е. Самохвалова. «Правдивая история» Лукиана и другие истории

 

СЕМИНАРЫ:

 

Е. Л. Ермолаева. Гамлет в латинских хрониках (Gesta Danorum) (ч. 1)

В. В. Зельченко. Диалог Эразма De recta Latini Graecique sermonis pronuntiatione (ч. 1)

Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 2)

С. А. Савельева (кафедра скандинавской филологии СПбГУ, IV курс). Шерлок Холмс в латинских переводах

Н. А. Кузнецова. Письмо Цицерона брату Квинту (III, 5) о новом трактате

 

SCHOLA LATINA

 

04.08

 

ЛЕКЦИИ:

 

Л. Я. Жмудь (д. филос. н., главный науч. сотр. Института истории естествознания и техники, СПб.). Сколько и каких ученых было в античности?

Д. В. Кейер (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Римское птицегадание

Л. Я. Жмудь. Открытие крито-микенской цивилизации

 

СЕМИНАРЫ:

 

Е. Л. Ермолаева. Гамлет в латинских хрониках (Gesta Danorum) (ч. 2)

В. В. Зельченко. Диалог Эразма De recta Latini Graecique sermonis pronuntiatione (ч. 2)

Д. В. Кейер. Пролог «Метаморфоз» Апулея

Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 3)

Н. Е. Самохвалова. «Правдивая история» Лукиана (ч. 1)

 

SCHOLA LATINA

 

05.08

 

ЛЕКЦИИ:

 

Е. Л. Ермолаева. Помпейские надписи

А. А. Ветушко-Калевич (аспирант кафедры классической филологии СПбГУ и Лундского университета). Олаус Магнус

В. В. Зельченко. Лахмановский метод: тексты, статуи и языки

 

СЕМИНАРЫ:

 

Е. Л. Ермолаева. Гамлет в латинских хрониках (Gesta Danorum) (ч. 3)

Д. Д. Кондакова. Как составить комментарий? (ч. 1)

С. А. Савельева. Латинские кальки в современных языках

Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 4)

А. А. Ветушко-Калевич. «История северных народов» Олауса Магнуса

Н. Е. Самохвалова. «Правдивая история» Лукиана (ч. 2)

 

SCHOLA LATINA

 

06.08

 

ЛЕКЦИИ:

 

Н. Е. Самохвалова. Миф об Атлантиде как утопия и антиутопия

А. В. Белоусов. Хуан Луис Вивес: судьба одного человека

В. В. Зельченко. Рай для животных: история литературного мотива

 

СЕМИНАРЫ:

 

Е. Л. Ермолаева. Большой помпейский эпиграфический семинар (в 2-х частях)

 

SCHOLA LATINA

 

07.08

 

ЛЕКЦИИ:

 

В. А. Ходарева (аспирант кафедры классической филологии СПбГУ). Про зловредных героев и добрых демонов

С. Д. Клейнер (к. ф. н., мл. науч. сотр. Института лингвистических исследований, Санкт-Петербург). Как готы стали рилянами

А. Ю. Виноградов (к. ист. н., доц. НИУ ВШЭ, Москва). Кто и зачем писал византийские граффити?

 

СЕМИНАРЫ:

 

А. Ю. Виноградов. Чтение граффити

Е. В. Шевцова  (СПб. классическая гимназия). Эпиграммы Авзония

Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 5): чтение надписей

С. Д. Клейнер. Как римляне стали готами

А. В. Белоусов. Латинские диалоги Х. Л. Вивеса (ч. 1)

Д. Д. Кондакова. Как составить комментарий? (ч. 2)

 

SCHOLA LATINA

 

08.08

 

ЛЕКЦИИ:

 

С. Д. Клейнер. Латынь и индоевропеистика

Г. С. Беликов. Преподавание латыни в эпоху Возрождения

А. В. Белоусов. Магические надписи Ольвии

 

СЕМИНАРЫ:

 

Е. Л. Ермолаева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 6): Евангелие от Иоанна, 2:1–11 (Чудо в Кане Галилейской)

Г. С. Беликов. Письмо Поджо Браччолини о рукописи Квинтилиана

В. А. Ходарева. Кто осмелится поспорить с Сократом?

А. О. Новикова (Санкт-Петербургская классическая гимназия). Осёл Горация, или Почему нельзя обижать родственников (Hor. Sat. I, 1, 88–91)

С. Д. Клейнер. Крито-микенские таблички

Н. А. Кузнецова. Катон Старший о капусте (De re rust. 157)

А. В. Белоусов. Латинские диалоги Х. Л. Вивеса (ч. 2)

А. О. Новикова. Лиса Горация, или Сколько вешать в граммах? (Hor. Epist. I, 7, 29–36)

 

SCHOLA LATINA

 

09.08

 

ЛЕКЦИИ:

 

Б. Л. Фонкич (д. ист. н., проф. МГУ, глав. науч. сотр. Института всеобщей истории). Русские собиратели греческих рукописей: XVII – первая половина ХХ в. (ч. 1)

А. Ю. Виноградов. Digital Epigraphy: электронные корпуса надписей

Б. Л. Фонкич. Русские собиратели греческих рукописей: XVII – первая половина ХХ в. (ч. 2)

 

СЕМИНАРЫ (повтор и продолжение по заявкам):

 

Н. А. Кузнецова. Катон Старший о капусте

А. В. Белоусов. Латинские диалоги Х. Л. Вивеса (ч. 3)

Н. Е. Самохвалова. «Правдивая история» Лукиана (ч. 3)

 

10.08

 

Вручение дипломов и закрытие школы

 

ИГРЫ, КОНКУРСЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

 

- игра «Nomen» (авторы и ведущие – А. С. Клюкин, Н. И. Колпакова, Д. Д. Кондакова, В. Н. Кубрак, Н. А. Кузнецова, С. А. Савельева, Н. Е. Самохвалова, Н. В. Комлева)

- командная игра по станциям «Семь чудес света» (авторы и ведущие те же)

- командная игра «Университеты» (авторы и ведущие те же)

- командная игра «Personae» (авторы и ведущие те же)

- постановка спектаклей: «Антигона» Жана Ануя (режиссеры – Н. А. Кузнецова, С. А. Савельева) и «Alicia in terra mirabili» («Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла в латинском переводе К. Харкорта Карразерса; режиссеры В. В. Зельченко, Е. Дельгядо)

- игра «Литературный маскарад» (вопросы – Д. Д. Кондакова, С. А. Савельева, В. Н. Кубрак, ведущие – Д. Д. Кондакова, Н. Е. Самохвалова)

- игра «Эрудит-квартет» (вопросы – В. В. Зельченко, ведущие – В. В. Зельченко, С. Д. Клейнер, А. С. Клюкин, Н. Е. Самохвалова, В. А. Ходарева, Е. В. Шевцова)

- чемпионат по игре в «шляпу»

- конкурс по составлению и расшифровке надписей помпейским курсивом (Е. Л. Ермолаева, А. О. Новикова, Н. И. Колпакова)

- конкурс фотографий «Найди греческую букву»  (устроитель – Д. Д. Кондакова)

- уроки ирландских танцев (С. А. Савельева) и тайцзицюань (А. С. Клюкин)

- латинский чат

- разучивание и пение латинских песен (Н. Е. Самохвалова и все-все-все) 

- фрисби, бадминтон, волейбол, футбол и прочие спортивные игры

- костер

 

Фотографии школы