С 1 по 10 августа 2016 г. на турбазе Узмень Фировского района Тверской области прошла Восьмая Летняя школа по латинскому языку и античной культуре. Как и в прошлые годы, школа была организована Всероссийской ассоциацией школьных преподавателей древних языков под эгидой Русского фонда содействия образованию и науке (президент – М. В. Поваляев). Бессменный директор ЛША – Н. Е. Самохвалова.
ЛША 2016 г. поставила рекорд по числу участников – в школу съехались 43 школьника из Москвы, Петербурга, Вологды, Калуги и Семенова Нижегородской обл.: это или призеры олимпиады по латинскому языку и античной культуре, или ученики, рекомендованные учителями за особые успехи в изучении латинского языка. Организаторы сердечно благодарят Б. Л. Фонкича, И. Г. Коновалову (Институт всеобщей истории РАН) и Е. Э. Лямину (НИУ ВШЭ), чья спонсорская поддержка дала трем школьникам возможность приехать в ЛША.
Регламент школы остался прежним: ежедневно участники посещали 3 лекции (обязательные часовые занятия), 2 семинара (занятия по выбору из 3 или 4 вариантов) и урок разговорной латыни, а также участвовали в многочисленных играх и конкурсах. Всего в рамках школы состоялись 24 лекции и 43 семинара – это еще один рекорд.
ПРОГРАММА ЛША 2016 Г.
1.08
Приезд
2.08
ЛЕКЦИИ
К. М. Борисова (выпускница кафедры истории средних веков МГУ). Лоренцо Валла и “Дар Константина”
А. В. Белоусов (к. ф. н., доц. кафедры древних языков исторического факультета МГУ). Ульрих фон Гуттен – рыцарь-гуманист
В. В. Зельченко (к. ф. н., доц. кафедры классической филологии СПбГУ). Colligite fragmenta, ne pereant: Для чего и как собирать фрагменты античных авторов?
СЕМИНАРЫ:
Д. Д. Кондакова (магистрант кафедры классической филологии Бернского ун-та), В. А. Чернышева (кафедра классической филологии СПбГУ, 3 курс). Знакомство с древнегреческим языком (ч. 1)
Н. Е. Самохвалова (преп. Школы филологии НИУ ВШЭ, Москва). Евстафий из Кнобельсдорфа, “Описание Лютеции” (1543): Как студенты купались в Сене (ч. 1)
В. В. Зельченко. Цицерон, “Об обязанностях”, III, 89–91: Мудрец во время кораблекрушения
А. В. Белоусов. Меланхтон, “О страданиях учителей” (ч. 1)
К. М. Борисова. Звери, птицы и монстры в житии св. Колумба
Д. Д. Кондакова. “Медея” Еврипида: Трудности перевода
3.08
ЛЕКЦИИ:
А. Ю. Виноградов (к. ист. н., доц. НИУ ВШЭ, Москва). Греческие надписи домонгольской Руси
А. М. Введенский (преп. исторического факультета СПбГУ). Древнерусские сказания о Троянской войне
Р. Л. Шмараков (д. ф. н., доц. кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге). Клавдиан в России (ч. 1)
СЕМИНАРЫ: Д. Д. Кондакова, В. А. Чернышева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 2)
Е. В. Введенская (учитель СПб. классической гимназии). Породы и клички собак в античности
Р. Л. Шмараков. Иосиф Эксетерский о фуриях
А. Ю. Виноградов. Учимся читать византийские надписи
Е. В. Введенская. Петроний о колдуньях
Р. Л. Шмараков. Римские диктаторы и фессалийские ведьмы у Пушкина
EXTRA:
Р. Л. Шмараков читает фрагменты романов “Каллиопа, дерево, Кориск” и “Книга скворцов”
4.08
ЛЕКЦИИ:
Р. Л. Шмараков. Клавдиан в России (ч. 2)
В. А. Ходарева (учитель СПб. классической гимназии). Спор о правильности имен у греческих философов
К. М. Борисова. Греческий в средневековой Ирландии
СЕМИНАРЫ:
Д. Д. Кондакова, В. А. Чернышева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 3)
В. А. Ходарева. Катулл, Марциал и клептомания
Н. Е. Самохвалова. Евстафий из Кнобельсдорфа, “Описание Лютеции”: Как студенты купались в Сене (ч. 2)
А. В. Белоусов. Меланхтон, “О страданиях учителей” (ч. 2)
В. А. Ходарева. Протагор, или De gustibus non est disputandum
В. В. Зельченко. Феофан Прокопович и пятое стихотворение Катулла
5.08
ЛЕКЦИИ:
С. В. Месяц (к. ф. н., ст. науч. сотр. Института философии РАН). Начало философии в Древней Греции (ч. 1)
Е. В. Илюшечкина (к. ист. н., PhD, ст. науч. сотр. Центра “ШАГИ” РАНХиГС, Москва). Дионисий Периэгет и античная география
А. Ю. Енбекова (СПб. классическая гимназия). От Иапета до Александра: Фрески Фотиса Кондоглу в Старой мэрии Афин
СЕМИНАРЫ:
Д. Д. Кондакова, В. А. Чернышева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 4)
В. В. Зельченко. Реконструкция античных детских игр
А. Ю. Енбекова. Фестский диск: Есть ли у нас шанс? (ч. 1)
Д. Д. Кондакова. Поэт Паллад: Профдеформация античного грамматика
В. Н. Кубрак (кафедра славянской филологии СПбГУ, 3 курс). “Энеида” и ее сестры: Роль “Энеиды” в украинской литературе
В. А. Чернышева. Катулл, “Гимн к Диане”: Как правильно воспевать богов?
6.08
ЛЕКЦИИ:
С. В. Месяц. Начало философии в Древней Греции (ч. 2)
Н. Е. Самохвалова. Древность в британской детской литературе конца XIX – начала ХХ в.
А. М. Маломуд (аспирант кафедры классической филологии МГУ). Natural horror в античности: Поэма Никандра Колофонского о ядовитых животных
СЕМИНАРЫ:
Д. Д. Кондакова, В. А. Чернышева. Знакомство с древнегреческим языком (ч. 5)
Е. В. Илюшечкина. Из Рима в Брундизий в компании Вергилия и Мецената: Гораций, “Сатиры”, I, 5
А. Ю. Енбекова. Фестский диск: Есть ли у нас шанс? (ч. 2)
В. В. Файнберг (Школа филологии НИУ ВШЭ, Москва, 3 курс). “Элегия” А. И. Введенского: “Сходить с ума не надо”
В. Н. Кубрак. “Енеïда” vs “Aeneis”
Н. Е. Самохвалова. Психея и законы волшебной сказки
В. А. Чернышева. Греческие заимствования в русском языке
7.08
ЛЕКЦИИ:
С. Д. Клейнер (к. ф. н., мл. науч. сотр. Института лингвистических исследований, Санкт-Петербург). Почему археология и генетика не помогут найти индоевропейцев?
А. Е. Карначев (преп. кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ). Что можно найти в средневековых рукописях: палимпсесты, маргиналии и интерлинеары
В. В. Зельченко. “Красноречивый прах”: Помпеи в XVIII–XIX вв.
СЕМИНАРЫ:
А. Е. Карначев. Цицерон, “Сон Сципиона”
С. Д. Клейнер. Читаем индоевропейские тексты
М. В. Шумилин (к. ф. н., преп. кафедры классической филологии ИВКА РГГУ, Москва). Предсмертное стихотворение императора Адриана
Д. Д. Кондакова. Поэт Паллад и испорченный обед
А. М. Маломуд. Орион, скорпион и Елена в поэме Никандра Колофонского “О ядовитых животных”
С. Д. Клейнер. Сочиняем индоевропейские тексты
Д. Д. Лехнович (кафедра классической филологии ИВКА РГГУ, Москва, 4 курс). Тайны 169 фрагмента Пиндара
В. А. Чернышева. Древнеримская лингвистика
8.08
ЛЕКЦИИ:
А. Е. Карначев. Как изучали иностранный язык в Средние Века: греческие и латинские рукописные грамматики
Е. Н. Грачева (учитель СПб. классической гимназии). “Последний день Помпеи” Карла Брюллова (ч. 1)
А. В. Подосинов (д. ист. н., проф. МГУ, гл. науч. сотр. Института всеобщей истории РАН). Из истории античной картографии (ч. 1)
СЕМИНАРЫ:
А. Е. Карначев. Чтение латинских рукописей Школа переписчиков: Практикум по палеографии и текстологии (идея – В. В. Файер, исполнение – Д. Зуева, И. Шкурко [СПб. классическая гимназия, выпускники], В. В. Зельченко)
9.08
ЛЕКЦИИ:
А. В. Подосинов. Из истории античной картографии (ч. 2)
С. Д. Клейнер. Make England Great Again: Король Альфред и латинская ученость
Е. Н. Грачева. “Последний день Помпеи” Карла Брюллова (ч. 2)
СЕМИНАРЫ:
С. Д. Клейнер. Еще немного индоевропеистики
Д. Зуева, И. Шкурко, В. В. Зельченко. Школа переписчиков: Итоги и разоблачения
10.08
Вручение дипломов и закрытие школы
Со 2 по 8 августа:
Schola Latina: Уроки живой латыни. Преподаватели – А. М. Маломуд, А. В. Белоусов, Н. Е. Самохвалова, В. Воеводина (СПб. классическая гимназия, 11 класс), В. В. Зельченко
ИГРЫ, КОНКУРСЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- игра «Nomen» (авторы и ведущие – А. С. Клюкин, Д. Д. Кондакова, В. Н. Кубрак, Е. В. Сечина, В. В. Файнберг, Д. Д. Лехнович, В. А. Чернышева, Н. Е. Самохвалова)
- командная игра по станциям «Цезарь, или Туда и обратно» (авторы и ведущие те же)
- командная игра по станциям «Принцесса и дракон» (авторы и ведущие те же)
- постановка спектаклей: «Катомиомахия» Феодора Продрома (режиссер – В. В. Файнберг) и «Amlethus» Саксона Грамматика (режиссеры – В. В. Зельченко, Е. Дельгядо, К. Бирюкова)
- игра «Литературный маскарад» (вопросы – Д. Д. Кондакова, В. А. Генералова, ведущая – Д. Д. Кондакова)
- игра «Эрудит-квартет» (вопросы – В. В. Зельченко, ведущие – В. В. Зельченко, Н. Е. Самохвалова, Е. В. Сечина)
- чемпионат по игре в «шляпу» (слова для финала – Е. Н. Грачева, Д. Д. Кондакова, В. Н. Кубрак, В. А. Чернышева)
- изготовление настольных игр на античные сюжеты - конкурс средневековых переписчиков (Д. Зуева, И. Шкурко, В. В. Зельченко, Д. Д. Кондакова, А. А. Пименова, С. Д. Клейнер)
- разучивание и пение латинских песен (Н. Е. Самохвалова и все-все-все)
- фрисби, бадминтон, волейбол и прочие спортивные игры
- костер